«Что сделать, чтобы ребенок успокоился?» — пожалуй, один из самых часто задаваемых вопросов в детско-родительском психологическом консультировании.
Начнем с того, что любое беспокойство, нервозность, гиперактивность, агрессивность, негативность ребенка является сигналом неблагополучия. Поэтому сначала нужно разобраться о каком неблагополучии говорит вам ребенок, прежде чем вливать в него успокоительный яд в виде таблеток.
Ребенок, сколько бы ему ни было лет, все еще плохо дифференцирует, различает эмоции, поэтому не может спокойно и без эмоционально сказать, что у него болит и в какой степени, поэтому родителям нужно быть чуткими к его эмоциям, через которые он выражает свое неблагополучие.
Причина продолжительного беспокойства ребенка может быть сигналом начала соматического заболевания, неврологического или психологического неблагополучия. Для того чтобы отличить два последних и определить какого плана причина достаточно понаблюдать за своими (родительскими) эмоциями во время детской истерики (негативного поведения).
- Если беспокойство и негативный спектр эмоций ребенка вызывает
- жалость у родителя,
- ребенка хочется прижать к себе,
- напеть колыбельную , успокоить, утихомирить
- поведение ребенка воспринимается как чуждое, непонятное,
- родитель в этот момент не включается в негативные эмоции, а относится к ребенку, как будто он поранен с еще большей жалостью и любовью.
Значит, скорее всего, такое состояние ребенка касается неврологического неблагополучия и следует обратиться к детскому неврологу.
Если же родитель включается в эмоциональную струю негатива и испытывает следующее:
- раздражается, гневается, злится,
- считает детское состояние капризом,
- наказывает ребенка за истерики, плохое поведение,
- пытается поговорить с ребенком, как с взрослым.
То такое состояние ребенка обуславливается психологическим неблагополучием, и фармакологическое лечение в этом случае может быть вредным.
Если вы определили, что беспокойство вашего ребенка на уровне психики. Что делать?
Ребенок рождается с более развитым правым полушарием – отвечающим за эмоции и менее развитым левым полушарием – отвечающим за логическое мышление, у взрослого наоборот левое полушарие сильнее правого. Ввиду этой физиологической особенности дети тоньше чувствуют эмоции, интонацию голоса, улавливают невербальные знаки лучше, чем взрослые. Но из-за отсутствия навыков распознавания эмоций не могут говорить, что именно они чувствуют и почему.
У детей растет и развивается не только тело, но и психика и усвоение знаний и опыта необходимого для жизни происходит путем отражения окружающей действительности. То есть ребенок перенимает все то, что делают, говорят и чувствуют родители. Других людей(воспитателя, учителя, бабушки, соседа) ребенок воспринимает иначе и не способен копировать. Вспомните, как ребенок учится говорить слова, он их просто повторяет за взрослыми, также он пытается повторять эмоции любимых родителей, так он учится жить.
Поэтому дети – являются зеркалом родителей. И психологическое неблагополучие детей – это вынесенное во внешнюю среду психологическое неблагополучие их родителей. Конечно, многие с этим не согласятся, ведь они спокойные, уравновешенные люди, не то, что дети. Для разъяснения этой неувязки, спросите себя: чем отличается эти 2 действия «контролировать эмоции» и «испытывать эмоции»? Взрослый человек способен контролировать эмоции, а если сказать точнее – умеет скрывать эмоции иногда даже для самого себя.
Ребенок, не умеющий скрывать эмоции, эмоционально непосредственный– клад для родителя, который в силу своей уже взрослой черствости свое состояние порой может охарактеризовать только как «плохо» и хорошо». Ребенок вскрывает эмоции родителя и, безусловно любя его, пытается выстрадать их вместо него. Такой процесс эмоционального отзеркаливания описан в романе Станислава Лема «Солярис», где внеземной разум пытается научиться именно человеческой эмоциональности путем повторения тех чувств, которые герои способны пережить.
Чтобы справится с беспокойством и неуравновешенностью ребенка сначала родителю стоит побеспокоится о своем психологическом здоровье и найти способы не стремится, скрывать чувства а учится переживать позитивные чувства и настроения и этим одаривать своего ребенка. Вместо того, чтобы требовать от него невиданного, невозможного. Если взрослый человек выберет для себя этот путь то, убедится, что дети как тонко чувствующие существа, могут ему только помочь узнавать себя и отыскивать свои границы.
а если они даже когда и сдержат себя, но ребенок продолжит воспринимать раздражение, агрессию и злость через невербальные сигналы? и невербальная и вербальная агрессия в адрес ребенка и отсутствие добрых слов и поддержки, как скажется на ребенке? И что будет потом во взрослом возрасте?