В прошлом, работая врачом-психотерапевтом в психиатрической больнице, я столкнулся с весьма необычным методом психодиагностических процедур – методом интервью «зеркальные переживания» — сочетание беседы и диагностического опроса. В таком интервью клиент является и обследуемым, и человеком, сотрудничающим со специалистом.
Четкая структура интервью, позволяет без каких-либо отклонений провести диагностическое обследование, а беседа в свободной форме, способствует более открытым и непосредственным ответам клиента, снятию защитных механизмов, получением от клиента оценки того как он воспринимает самого себя.
Разработанное институтом Маскотерапии (Назлоян Г.М.) интервью, проводилось всем клиентам перед началом лечения, и сопровождала каждый его этап. На базе психиатрической больнице интервью «зеркальные переживания» проводилось до и после сеанса бодиарттерапии. Такая динамика позволяет зафиксировать изменения, происходящие в восприятии своего зеркального образа. Очень часто первое интервью становилось первым стимулом для клиентов для более детального рассмотрения своей внешности.
Главное условие данного метода – наличие зеркала. Опрос проходит в виде диалога: специалист задает вопросы клиенту, находящемуся перед зеркалом, и фиксирует на бумаге его ответы и реакции.
Кроме сбора анамнестических данных, анализ поведения пациента во время проведения интервью позволяет определить степень коммуникабельности клиента, как он реагирует на мнение окружающих, как развита его вербальная система и многое другое.
В опросник интервью «зеркальные переживания» входит вопросы, которые:
— настраивают клиента на беседу со специалистом;
— выявляют как принимает клиент свое лицо;
— выявляют как принимает клиент свою фигуру;
— нацелены на сбор информации, для выявления возможных причин возникновения нарушений восприятия себя;
— направленные на выявление идеального представления клиента о своей внешности и насколько это близко к реальности.
Институтом Маскотерапии анализ интервью проводился в пяти основных аспектах.
- Коммуникативный – цель: особенности взаимоотношений клиента со своим зеркальным двойником. Содержание аспекта определялось поведенческими проявлениями обследуемого.
- категорический отказ смотреть на себя в зеркало;
- «функциональное» использование зеркала : только для того чтобы ответить на вопрос или поправить прическу;
- фиксированность на зеркале – безотрывное рассматривание отражения.
2. Характер оценочных суждений клиента, относительно своего облика.
— экстернальный – в оценке преобладает упор на мнение окружающих;
— интернальный: — в оценке клиент ориентируется на свою точку зрения.
3. Степень адекватности описательно-оценочных характеристик.
— реалистичное описание и оценка;
— неадекватное описание в сочетание с завышенной оценкой внешности с
игнорированием реальных недостатков и преувеличением достоинств;
— неадекватное описание в сочетании с заниженной оценкой внешности.
4. Отношение к своему зеркальному образу, говорящее о степени принятия/непринятия клиентом своего облика в целом.
— позитивное: в целом принимает свою внешность такой, какая она есть.
— негативное: демонстрация отрицательного отношения как к отдельным чертам, так и все внешности в целом .
— амбивалентное;
— индифферентное — формальное, без оценочных описаний.
5. Описание особенностей своей внешности.
— целостное;
— дифференцированное;
— подробное, детализированное.
Данный Метод интервью «зеркальные переживания», согласно авторам метода, носит условный характер, и не призван конкурировать с патопсихологическими тестами.
На нашем сайте Вы можете получить профессиональную помощь (консультация психолога), как очно, так и он-лайн по Skype/