В прошлом, работая врачом-психотерапевтом в психиатрической больнице, я столкнулся с весьма необычным методом психодиагностических процедур – методом интервью «зеркальные переживания» — сочетание беседы и диагностического опроса. В таком интервью клиент  является и обследуемым, и человеком, сотрудничающим со специалистом.

     Четкая структура интервью, позволяет без каких-либо отклонений провести диагностическое обследование, а беседа в свободной форме, способствует более открытым и непосредственным ответам клиента, снятию защитных механизмов, получением от клиента оценки того как он воспринимает самого себя. 

     Разработанное институтом Маскотерапии (Назлоян Г.М.)  интервью, проводилось всем клиентам перед началом лечения, и сопровождала каждый его этап. На базе психиатрической больнице интервью «зеркальные переживания» проводилось до и после сеанса бодиарттерапии. Такая динамика позволяет зафиксировать изменения, происходящие в восприятии своего зеркального образа.  Очень часто первое интервью становилось первым стимулом для клиентов для более детального рассмотрения своей внешности.

     Главное условие данного метода – наличие зеркала. Опрос проходит в виде диалога: специалист задает вопросы клиенту, находящемуся перед зеркалом, и фиксирует на бумаге его ответы и реакции.

     Кроме сбора анамнестических данных, анализ поведения пациента во время проведения интервью позволяет определить степень коммуникабельности клиента, как он реагирует на мнение окружающих, как развита его вербальная система и многое другое.

В опросник интервью «зеркальные переживания» входит вопросы, которые:

— настраивают клиента на беседу со специалистом;

— выявляют как принимает клиент свое лицо;

— выявляют как принимает клиент свою фигуру;

— нацелены на сбор информации, для выявления возможных причин возникновения нарушений восприятия себя;

— направленные на выявление идеального представления клиента о своей внешности и насколько это близко к реальности.

 Институтом Маскотерапии анализ интервью проводился в пяти основных аспектах. 

  1. Коммуникативный – цель: особенности взаимоотношений клиента со своим зеркальным двойником. Содержание аспекта определялось поведенческими проявлениями обследуемого.
  •  категорический отказ смотреть на себя в зеркало;
  •  «функциональное» использование зеркала : только для того чтобы ответить на вопрос или поправить прическу;
  •  фиксированность на зеркале – безотрывное рассматривание отражения.

2.  Характер оценочных суждений клиента, относительно своего облика.

    — экстернальный – в оценке преобладает упор на мнение окружающих;

    — интернальный: — в оценке клиент ориентируется на свою точку зрения.

 

3. Степень адекватности описательно-оценочных характеристик.

          — реалистичное описание и оценка;
          — неадекватное описание в сочетание с завышенной оценкой внешности с
            игнорированием реальных недостатков и преувеличением достоинств;
          — неадекватное описание в сочетании с заниженной оценкой внешности. 

4. Отношение к своему зеркальному образу, говорящее о степени  принятия/непринятия    клиентом своего облика в целом.

         — позитивное: в целом принимает свою внешность такой, какая она есть.

         — негативное: демонстрация отрицательного отношения как к отдельным  чертам, так и все внешности в целом .

         — амбивалентное;

        — индифферентное — формальное, без оценочных описаний.

5. Описание особенностей своей внешности.

        — целостное;

        — дифференцированное;

        — подробное, детализированное.

 

Данный Метод интервью «зеркальные переживания», согласно авторам метода, носит условный характер, и не призван конкурировать с патопсихологическими тестами.  

 

На нашем сайте Вы можете получить профессиональную помощь (консультация психолога), как очно, так и он-лайн по Skype/ 

 

 

 

 

Чтобы следить за обновлениями,введите Ваш Email: