Комплименты (в рамках транзактного анализа – «поглаживания») – слова, фразы, касающиеся положительных качеств человека. В их основе психологический феномен внушения – люди раздают комплименты для достижения желаемого результата от оппонента по общению. Комплименты являются весьма перспективными способами взаимодействия, так как способствуют формированию положительного отношения к партнеру по общению.
Многим людям представляется трудным похвалить человека или сделать комплимент. Powell T. рекомендует определенные тренировки, помогающие справиться с барьерами, и учат искренности, при раздаче комплиментов окружающим людям:
— выбрать нужное время и территорию;
— перед тем как будете раздавать комплименты, создайте контакт глаз со своим партнером;
— язык комплимента должен быть понятен и лаконичен;
— Используйте утверждения от своего лица («Мне приятно…», «Я счастлив…»);
— Детали в комплементе обязательны («Мне нравится твоя рубашка, особенно ее цвет. Мне кажется, она сочетается с твоим костюмом»).

В комплиментах незыблемо присутствие искренности и обращения к конкретному лицу. Комплимент становится пустым, если неоднократно повторять его разным людям. Они не должны содержать:
преувеличений, порицания, напутствия, двойного смысла, непонятных слов.

Также многие люди испытывают неприятные ощущения, когда их хвалят, делают комплименты. Они пытаются их отрицать, принижая себя. Такое поведение не является ассертивным, так как часто, когда мы принимаем комплименты, то даем не искреннюю обратную связь, показывая образ скромника оппонента. Если комплимент приятен, то почему не сказать об этом прямо: «Мне радостно это слышать», «Спасибо. Это поднимает настроение». Нам взрослым, с излишней рациональностью, было бы полезно учиться жизненному опыту — раздавать и принимать комплименты у настоящих специалистов по эмоциям, у наших детей.
Каждой женщине приятно услышать слова, сказанные маленьким ребенком: » Вы сегодня богиня…» Нужно ответить на этот комплимент искренне: «Большое спасибо, мне приятно».

Правила комплиментов:

Без преувеличений – это делает комплимент фальшивым, неискренним, неубедительным.
«Вы сегодня так хорошо выступали. Вы говорили, будто глава государства». (Если этот комплимент адресован собеседнику, который на людях первый раз за долгое время и произнес несколько неуверенных слов, для него ваш комплимент будет иронией).
Без порицания – когда мы добавляем к комплименту фразу, противопоставляющие заслуги человека его недостаткам.
«Вы наблюдательны, а вот память плохая!», «Ваша память превосходна! Она бы пригодилась в интересах дела».
Без напутствия – Иногда в конце комплимента добавляем, например «всегда бы так».
«Всегда будь такой активной, как сейчас!»
Без двойного смысла – нечетко сформулированные комплименты могут интерпретироваться по-разному. «Вашей многословности можно только завидовать!»
Без сложных слов — использование сложных слов может привести в замешательство, смутить.
«Вы прямо как Перлз!»