Знаменитое «откладывание на потом» является проблемой многих студентов и взрослых людей. Очень многие из нас борются со сроками каждый день и с чувством обреченности пытаются в последний момент подготовиться к экзамену, приготовить отчет, проект к назначенной дате… Проблема промедления — крупнейшая проблема как самого человека так и других людей, на которых влияет отсрочка дел. В данной статье описываются корни проволочек, в то время как вторая статья описывает стратегии, помогающие преодолеть проблему промедления.
Промедление имеет много причин:
Конечно существуют много объективных причин (сломался принтер, компьютер, пробка на дороге)промедления в делах, но все-таки главной из них остается человеческий фактор(лень), и к тому же любую «объективную» причину в свое оправдание придумывает тоже сам человек, вместо того, чтобы сделать соответствующие выводы и взять ответственность за несоблюдение сроков на себя.
Мысли и когнитивные искажения (ложные убеждения)
Исследования показали, что люди, которые обычно откладывали свои дела имели соответствующие когнитивные искажения(думали неправильно, так как было удобнее):
· — Человек переоценивает количество времени, чтобы приступить к выполнению задачи и недооценивает количество времени, необходимое для её завершения
· — Человек переоценивает количество мотивации(желания), которое у него будет в будующем, часто полагаясь что будет более мотивирован(иметь большее желание), чтобы справится с этим заданием в будующем.
· — Человек считает, что он должен быть в правильном настроении, чтобы быть успешным в выполнении задачи, и что, если он «не в настроении», то задание не выполнится успешно.
На чем же основывается промедление?
Большинство людей откладывает выполнение дел, потому что они преследуют перфекциониз,(боятся сделать плохо задачу), или просто не управляют своим временем и силами (дезорганизованы). Промедление может быть также признаком синдрома дефицита внимания или других физиологических проблем.
Перфекционизм.
«Лучшее – враг хорошего» — девиз под которым живут перфекционисты. У людей склонных к перфекционизм,у есть склонность к иррациональному мышлению( придумать и не реализовывать задуманную гениальную идею). Проблема перфекциониста – это страх неудачи, страх совершить ошибку, быть осужденным другими, «упать в грязь лицом». Проблемы складывается из того, что перфекционист видит все черно-белым (либо все, либо ничего). В его суждениях прослеживается акцент на «следует»(«Я должен быть в состоянии сделать это!»), также он ошибочно четко уверен, что успех других людей приходит к ним легко (успех-пойманная за хвост удача).
Мышление перфекциониста создают порочный круг. Во-первых, они пытаются установить недостижимые цели. Во-вторых, они не в состоянии достичь этих целей, поскольку цели были нереалистичны с самого начала. В-третьих, он находятся в постоянном давлении, чтобы достичь совершенства отчего снижает свою производительность и эффективность. В-четвертых, этот цикл приводит перфекциониста к самокритике и самообвинениям, что приводит к снижению самооценки. Это также может привести к беспокойству и депрессии.
Страх
Страх может являться большим мотиватором, но также он может быть подкреплением старого негативного опыта. Те люди, которыми движет страх обычно используют избегание от проблем, имеют желание увеличить сроки на такое время, чтобы по истечении него она(задача) не имела бы смысла. Страх имеет тенденцию самоусиливаться, если человек больше рассчитывает на провал.
Когда-нибудь слышали чьи-либо самооправдывания: «Вот видите, я даже не начал работы, потому что видел, что дело идет к провалу»? Такой человек ожидает ситуации, где такие его слова будут уместны и преднамеренно не приступает к работе. Получение задания- ожидание провала- внутренний отказ от выполнения задания – положительное подкрепление своего решения, так как все осталось по прежнему, не хуже и не лучше. Этот цикл будет повторяться до бесконечности за семестр, учебный год в школе, в течении жизни человека, парализованного страхом неудачи.
Страх неудачи отрицательно сказывается на эффективности, потому что страх, как правило, на основе эмоций, а не логики. Большинство же задач на основе логики, в то время как большинство промедлений, как правило, на основе эмоций или дезорганизации. Преодолеть страх неудачи можно осознанно изменяя свои убеждения на такие, в которых человек понимает, что может быть успешным, а по завершении успешного дела закреплять похвалой свое позитивное мышление, за этим всегда последует успех.
Дезорганизация
Дезорганизация, как неумение управлять ресурсами времени, является основной причиной промедления, особенно среди студентов, которых так хорошо в школе учат азбуке тригонометрии и никто не учит организационным навыкам, вопросам правильности приоритетов задач. Большинство людей, которые имеют тенденцию откладывать решение сложных задач в угоду решения простых ( выполнение любых дел по дому вместо выполнения курсовой, диплома). Более срочные или сложные задачи начинают накапливаться, и приходится их откладывать, промедлить со сроками сдачи.
Привнесение в работу неотложных задач может серьезно дезорганизовать весь ваш график, который вы наметили, что вы запутаетесь в том, какие задачи и в каком порядке следует решать.
Дезорганизация намеченного плана работы подкрепляется парой ложных убеждений. Одним из таких убеждений может быть, что задачи – это большие куски, которые нельзя разделить. И если задача не может быть решена сразу целиком то, тогда и не стоит приступать к её решению. Другое иррациональное убеждение, что каждая новая задача или возможность, которая возникает должны быть рассмотрены в первую очередь, прежде чем возвращаться к самой актуальной задаче, то есть человек начинает «кидаться», разбрасывать свое внимание и в результате дезорганизует себя. Повышенная отвлекаемость зачастую совсем не оставляет времени на решение основной задачи, так как «Что-то еще…» может быть что угодно…Это также подкрепляется неверной убежденностью, что мы имеем хорошую память на сроки, однако дело в том, что в нашем мире многозадачности мы легко забываем даже важные веши! Дезорганизованность усугубляет нашу медлительность и неорганизованность.