Кинопсихотерапия сохраняет брак?

     Согласно новому исследованию, просмотр и обсуждение фильмов об отношениях может сократить количество разводов семейных пар, находящихся в браке менее 3-х лет, в два раза. 

      Исследование с участием 174 пар, показало, что обсуждение всего пяти фильмов об отношениях в месяц, снижает количество разводов от 24 до 11 процентов (по данным университета Рочестера).

      Результаты показывают, что мужья и жены чувствуют себя хорошо, когда знают, что они могли бы делать правильно и что неправильно в своих отношениях.  Таким образом, их не приходиться учить навыкам по сокращению количества разводов.  Их нужно просто заставить думать о том, как они в настоящее время себя ведут. 

 Об исследовании.

 Исследователи случайным образом распределили молодые пары в три группы: урегулирование конфликтов, сострадание и принятия отношений через фильм. 

Отцовская любовь или «Потерянные дети Будды»

Сегодняшние дети, это завтрашние взрослые,

Поэтому, если они неуравновешенны сегодня,

Они станут неуравновешенными

взрослыми в будущем.

 fatherslove

Для любого родителя вопрос: «Как же нам растить своего ребенка?» — всегда будет актуальным. В попытках более глубокого исследования этого, я наткнулся еще на один вопрос: «Что привносит отец в воспитание сына? Какие качества прививает?». Но, к сожалению, ничего кроме родительских табу и ненужных советов на ум не приходило.

С самого рождения источником приобретаемого опыта являются родители. Все, что они бы не сказали, не сделали, как бы ни среагировали на любые ситуации – это информация, которую ребенок накапливает и, будучи во взрослом состоянии, использует уже в своих жизненных ситуациях.

«Не расти», «не будь ребенком», «не чувствуй», «не будь лидером», «не будь близким», «не реви, как девчонка» — это те родительские программы, благодаря которым дети становятся не приспособленными к взрослой жизни, неуравновешенными, будущими алкоголиками или наркоманами, бессмысленно проживающими свою жизнь.

Девушка – подарок.

       Каждой женщине хочется быть любимой и иметь хороший успех у противоположного пола. 

Но как же стать той женщиной в которую все влюблены?

Как вести себя, чтобы мужчина позвал на свидание, дарил подарки?

Что придумать, чтобы кавалеров было достаточно, чтобы делать выбор, а не кидаться к первому встречному?

Ответы на эти вопросы можно найти в энциклопедии женственности –

в фильме «Завтрак  у Тиффани»

      Героиня фильма Холи Голайтли – яркая представительница похитительниц мужских сердец, она живет за счет мужчин и мечтает выйти замуж за богатого человека, и ей не доставляет труда воплотить свои мечты в реальность. В такую женщину как Холи влюбляются не только обеспеченные мужчины, она мила и прекрасна всем, что даже герой фильма Пол Варжак решается изменить свою жизнь и стать настоящим мужчиной именно для нее. Женственность Холи творит чудеса!

Горбатая гора.

«У каждого своя —

Горбатая гора.

Горбатая мечта,

И страх того горба»

Фильм 2005 года «Горбатая гора» основан на рассказе Энни Пру, опубликованном в TheNewYorkerв 1997 году. Драма охватывает два десятилетия, начиная с 1963 года, когда Эннис дель Мар и Джек Твист, которым около 20 лет, получают работу – пасти овец на Горбатой горе.

Энис обычный парень нелегкой судьбы, потерявший родителей и научившийся защищаться раньше, чем он увидит опасность, он малообразованный и одинокий.

      Джек – техасец, выросший у властного отца, он увлекается Родео, несколько более разговорчивее своего напарника. Оба являются потомками культуры американского Запада и его ковбойской мифологии – молчаливы и стоически. Через некоторое время совместного проживания на горе парни, напившись виски, тянутся друг к другу почти с насильственной сексуальной страстью, что удивляет их обоих. « Ты знаешь, я не странный*,» -говорит Эннис  Джеку после их первой ночи. «Я тоже» говорит Джек в ответ, «Такого больше не повторится». Но они сильно привязываются друг к другу, и ничто не может остановить их чувства. После того, как работа на Горбатой горе заканчивается, они расстаются и пытаются жить «нормальной» жизнью в соответствии с неодобрительным гетеросексуальным миром. Джек женится на королеве родео Лорен в Техасе, становится отцом мальчика и работает на своего тестя. Эннис женится на Альме, которая рожает ему двух дочерей. Через четыре года разлуки Джек и Эннис вновь встречаются, страстно целуют и обнимают друг друга. Они понимают, что ничто и никто не сможет им заменить   друг друга. На протяжении 20 лет они видятся урывками и продолжают испытывать  друг к другу   чувства.

 

     Фильм достаточно символичен и затрагивает множество психологических тем. Например, те картины в фильме, где с высоты птичьего полета мы наблюдает за большим стадом овец, которые пасут Джек и Эннис, могут сравниться с огромным источником мужской энергии, которая заложена в этих юношах. И то, как они справляются и не справляются с присмотром своего стада, имеет закономерности с теми чувствами, которые они пытаются держать в узде.

Невыносимое горе в фильме «Кроличья нора».

 Сюжет фильма плавно нас впускает в историю переживания разрушительного горя и способов переживания этого невыносимого чувства. В фильме аккуратно подобрана музыка, темп и само приглашение в историю для зрителя. Затянувшееся вступление фильма объясняется не промахом его создателей, а скорее тестом для  того, кто будет посвящен либо не посвящен в историю, так как большинство людей, подсознательно почувствовав напряженность и тревогу героев в начале фильма, не смогут досмотреть его до конца. Скажем так, фильм для людей с действительно сильными нервами.

 

История супружеской пары, Бекки и Хауи, имеет предысторию событий восьмимесячной давности, когда они теряют своего сына, попавшего под колеса автомобиля. Бекка и Хауи не смирились в эмоциональном плане со смертью сына, и каждый из них справляется со своей болью в одиночестве и разными способами.

На первый взгляд, кажется, что Хауи, больше занимается переработкой своего горя, чем его жена. Он активно оплакивает своего сына: смотрит старые видео, ходит на группу поддержки. Бекка, с другой стороны, не может вынести любое напоминание о сыне, она закрывается от всяких контактов, большую часть времени проводит одна, в группе поддержки горя она молчит несколько месяцев, а потом становится враждебной к одной из пар и решает покинуть группу. Ей тяжело общаться с другими людьми, так как каждый из них вновь напоминает ей о том, чего она  так пытается забыть. Её горе настолько огромно, что она не в силах принять его, поэтому она отрицает «нормальную жизнь» без Денни (сына). Бекка подавлена, неуверенна в себе и агрессивна. Кажется, еще чуть-чуть и она сможет, не справится со своим внутренним гневом и раздражением.

Всегда говори «ДА».

«Yes man» — один из редких комедийно-психологических фильмов, который стоит смотреть не один раз, в особенности тем людям, которые стоят перед воротами новой жизни. Как правильно пройти этот сложный период и оказаться по ту сторону ворот перемен, а не отброшенным за километр от них подскажет сюжет фильма.

Джим Керри предстает в фильме в несвойственной роли человека переживающего депрессию после развода. Карл (герой фильма) расстался со своей женой по ее инициативе, что вызывает в нем внутренний отказ от жизни, он не проживает жизнь, а просто существует, пытаясь убить время за просмотром фильмов. Его эмоции умерли, как это бывает при депрессии, он не радуется друзьям, не сожалеет несчастным людям, ни одно событие не в силах изменить его тусклый поникший взгляд, и даже когда ему снится сон, в котором он умирает, а его друзья воспринимают его смерть без сожаления, он  просыпается в испуге, но затем так и не предпринимает ничего, чтобы изменить свою жизнь.

Карл не знает как жить дальше, ведь того самого лучшего Карла(как он себе представлял и каким хотел казаться) не полюбили, не разглядели, не приняли, поэтому он не знает каким быть. По-старому он жить не может, а по-новому не знает как. В такое время человек наиболее открыт для нового опыта. Карл жаждет перемен в своей жизни и, увидев знакомого, который сильно изменился, верит ему и идет на семинар, где из него делают привычного нам  героя Джима Керри.

Пройдя семинар «Всегда говори да» Карл соглашается на сделку, и начинает воспринимать свою жизнь как игру. Соглашаясь на все предложения, он все еще остается бесчувственным, депрессивным, несмотря на значительно быстрый темп жизни, Карл все еще не понимает для чего он живет, наверное, поэтому эта игра в «Да» ему так легко удается.

«Любовь и другие лекарства»: самовлюбленная любовь.

     История двух самовлюбленных людей, которые не считают, что у них есть проблемы, скрывающих это от других людей, погрязших в совершенно пустой и эгоистичной жизни, искуплением для которых будет любовь.

     Как и во многих романтических комедиях, счастливый конец кажется неестественным. Несмотря на это, в фильме есть интересные идеи об особенностях жизни самовлюбленных (нарциссических) людей и природы их привязанности, когда они влюбляются.

     Джейми Рэнделл работает в качестве фармацевтического представителя компании Pfizer; в фильме приводятся некоторые параллели между эксплуататорским поведением Джейка с женщинами и безжалостной работы в фармацевтической компании, где прибыль нужно получить независимо от фактического преимущества своих препаратов. Брюс, партнер и руководитель Джейми, постоянно говорит об этом: «Продаж новых препаратов должно быть очень много, как знакомств».

     Когда Джейми только начал работать в компании, он почувствовал себя как в Лас-Вегасе с фейерверками, гоу-гоу танцовщицами и легким сексом. С ухмылкой и подмигнув, он рассказывает, что можно увеличить объемы продаж, объясняя врачам пользу препаратов еще не одобренных к использованию. Все это может спровоцировать серьезные мысли в серьезном кино, но здесь они заблудились в ухищрениях романтики.

     Вскоре Джейк встречает Мэгги Мэрдок, 26-летнюю женщину, страдающую болезнью Паркинсона на начальной стадии. Она держит мужчин на расстоянии, потому что она не хочет чувствовать боль от того, что они уйдут, когда болезнь будет прогрессировать. Джейк – это очаровательный бабник, который никогда не позволяет любой быть рядом с ним.

     Поначалу, кажется, что они не созданы друг для друга: две самовлюбленные личности, не заинтересованные в любви, а только в большом сексе на полу, в задней комнате в ресторане, где работает Мэгги, у стены в переулке и т.д.

Три вида любви в киноисториях.

Давайте попробуем взглянуть на романтическую любовь в три этапа:

— «Ветреная любовь»;

— «Заумная любовь»;

— Настоящая любовь.

 Каждый этап мы рассмотрим через призму предлагаемого нами фильма.

 Первый фильм – «Неспящие в Сиэтле» (1993) – яркий пример любви без знаний. Этот фильм показывает миф о романтической любви, которая  есть и будет во все времена, она есть сейчас,  она была 20 лет назад. В ней, Энн (Meg Ryan) слышит Сэма (Том Хэнкс), рассказывающего на ночном радио-шоу, о своих чувствах к своей умершей жене. Чувствуя, насколько он одинок, Энни ищет встречи с ним.

«Бобер» как способ выхода из суицидальной депрессии.

«Бобер» решает трудную тему – суицидальные депрессии – с психологизмом и эмоциональной честностью. Он презирает упрощенные ответы, предлагаемые нам, популярной психологией и отвергает широко распространяемую ложь, что депрессия является результатом химического дисбаланса в головном мозге. В картине не пытаются объяснить депрессию или предложить решение, приводящее к счастливому разрешению. Вместо этого фильм исследует своеобразную форму расщепления, как отчаянную попытку «вылечить депрессию», когда все остальное не помогает. 

Уолтер – главный герои фильма, отображает многие типичные симптомы депрессии у мужчин: никакого интереса к жизни или чувств к жене, детям. Он много спит, много пьет, не может думать или сконцентрироваться на работе и кажется, страдает от чувства собственной неполноценности. Когда его жене надоело, и она попросила его уйти, Уолтер покупает коробку с вином и спасает игрушку бобра в виде руки-марионетки. В своем номере отеля он делает неуклюжую попытку самоубийства, которая заканчивается его обмороком.

Ценность минут, прожитой жизни или жизнь, словно тысяча слов.

     Жизнь – время, состоящее из определенного количества часов, минут, секунд. И как же проходит это время? В темпе больших городов – быстро, словно едешь в скоростной электричке, и пунктом назначения является смерть. Замечаем ли мы, что происходит вокруг? Слушаем, что нам говорят? Радуемся тому, как мы воспринимаем этот мир?

     В какой-то момент, все летит на дно глубокой ямы – семья, друзья, работа. Будто никто нас не слышит, не понимает или наоборот, мы перестали воспринимать окружающих нас людей. Начинаем тревожиться, страшиться того, что происходит вокруг, и делаем ошибки. Мы называем это черной полосой или жизненным кризисом. Постепенно погружаемся в негативное восприятие реальности: печалимся, грустим, не видим радости. Да, мы такие, как есть, и меняться не собираемся, нам не позволяет наш образ жизни, а лучше впадем в депрессию и будем все сваливать на нее. Правильно, так ведь удобнее!

Рекомендации по выбору фильмов для кинотерапии (кинопсихотерапии).

Смех, как лекарство.

     Смех может отдалить от проблемы и повысить чувство благополучия: было доказано, что при достаточно частом смехе, в течение длительного времени, повышается активность иммунной системы ( Т-клеток, иммуноглобулинов А и G, гамма-интерферона и естественных клеток – Т-киллеров). Смех также уменьшает уровень гормонов стресса, сужающих кровеносные сосуды и подавляющих выработку адреналина и допамина.

     Если Вы хотите «взять отпуск», передышку от своих неприятностей, то смешной фильм может стать инструментом для этого. Стоит заметить, что речь идет не «об уходе от проблем». Это поможет  приблизиться к решению с меньшей эмоциональной вовлеченностью и  привнести свежие идеи для решения проблем.  И даже если Вы чувствуете себя хорошо, но хотите усилить свое чувство благополучия, то Вам стоит посмотреть комедию.

Выбор комедии зависит от вашего вкуса, личностных притязаний и жизненной ситуации.

Слезы, как эмоциональное освобождение.

     Учеными было установлено, почему после того как мы плачем, то чувствуем себя лучше. Они обнаружили два важных нейротрансмиттера выделяемых при плаче. Лейцин-энкефалин является одним из естественных опиатов мозга, связанных с болью и пролактин, который выделяется из гипофиза, как ответ на стрессовую ситуацию. Неосвобожденные, сдерживаемые эмоции могут «накапливаться» и находить выход в другом месте, чаще всего в теле – в язвах, колитах и других, связанных со стрессом расстройств.

     Иногда мы настолько подавляем свои эмоции, что даже когда мы испытываем ощущение потери или разочарования, то не можем поплакать, хотя знаем, что слезы принесут облегчение. Фильмы, которые заставляют нас плакать, могут стимулировать нужное нам эмоциональное освобождение. Это может поднять настроение и позволит взглянуть на проблему с разных сторон.

Обретение надежды и силы духа.

     Никакой фильм не может поменять наше отрицательное отношение к жизни. Но в минуты отчаяния и беспомощности фильмы, начинающиеся с безнадёжности и заканчивающиеся обретением силы духа, могут дать Вам надежду. Если Вы можете ассоциировать себя с персонажами, оказавшимися в тяжелых обстоятельствах и поделиться со своими переживаниями, проблемами, с которыми встречаетесь на своем жизненном пути, можно найти и увидеть повод для оптимизма для решения своих трудных жизненных ситуаций. Также, Вы можете найти мужество и силу духа для того, чтобы изменить свою ситуацию.

Как посмотреть на свои негативные убеждения с разных сторон и открыть свои новые сильные стороны.

     Иногда Ваши убеждения о себе имеют негативный оттенок.  В это время Вы не можете найти в себе положительные ресурсы и жизненный потенциал.  И здесь Вам нужна помощь, чтобы вспомнить забытые ресурсы и осознать их реальные возможности. Попробуйте ассоциировать себя с персонажами фильмов, которые имеют свои жизненные взлеты и падения. Как они это делают в фильмах? Имеют ли они опыт, для решения своих проблем, или, как и Вы, они забыли про него?  Скорее всего, навыки, используемые в фильмах, знакомы и доступны Вам. Сдвиг в Вашей жизни произойдет после того как Вы осознаете возможности своих ресурсов.

 

Улучшение коммуникации.

     Ваше общение с партнером, другом или с коллегой может быть напряженным, поскольку Вы не можете найти общий язык. Некоторые фильмы демонстрируют, почему может не получаться общение. Вы можете вместе с другом или партнером посмотреть фильм. При совместном просмотре фильма Вы можете объяснить партнеру концепцию выбора конкретного фильма. Фильм служит метафорой, которая может более точно отражать чувства и идеи, которые Вы не смогли рассказать на словах.

 

Введите Ваш E-mail чтобы следить за обновлениями:Обслуживает FeedBurner

 

 

КИНОПСИХОТЕРАПИЯ. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ.

О том, что такое кинопсихотерапия, мною была написана статья, с которой можно познакомиться здесь. Для того, чтобы просмотр киносессий был терапевтичен, следует придерживаться определенных принципов в течение всего сеанса.
В рамках подготовки, перед началом, нужно удобно разместиться. Попробуйте послушать Ваше дыхание. Затем попробуйте послушать Ваше тело. Переключайте свое внимание то к дыханию, то к вашему телу. Вдыхайте и выдыхайте, как Вы обычно дышите. Послушайте свое тело, доберитесь до каждой части тела, в которой присутствует напряжение. Поэкспериментируйте с напряжением, попробуйте «дышать» в эти части тела. Старайтесь дышать свободно и легко, как Вы обычно дышите.
Вашего чуткого внимания будет достаточно, чтобы прочувствовать самого себя в полной гармонии. Оно самопроизвольно регулирует дыхание, углубляя его или делая его более поверхностным. Состояние полной гармонии, без критики самого себя, окружающих и без всяких комментариев. Если Вы заметили, что рассуждать в своих мыслях, то попробуйте вернуться к своему дыханию. Сознательно отложите свои заботы и суждения в сторону.
Только в спокойном и сбалансированном состоянии начинайте просмотр фильма. Глубокое понимание смысла фильма наступит, только в случае если Вы будете в полной гармонии с самим собой. Во время просмотра, пусть Ваше внутреннее внимание обратиться к телесной целостности, то есть к самочувствию. Обратите внимание, как влияют образы, идеи, разговоры и символы в кино на ваше дыхание. Но не пытайтесь анализировать это, оставайтесь в состоянии полной гармонии с самим собой.

После просмотра фильма, попробуйте задуматься:

Как изменялось Ваше дыхание на протяжении всего фильма? Может ли это быть признаком того, что, что-то вывело Вас из равновесия? Похоже, все то, что влияло на Вас в фильме, привело к дисбалансу в настоящей жизни.
Задайте себе вопрос: Если бы часть фильма, которая повлияла на Вас положительно или отрицательно, была частью Вашей мечты, то, как бы трактовали символы в ней?
Обратите внимание, то Вам понравилось, а что не понравилось и, даже было совсем неприятно. Какие для Вас символы и действия были особенно привлекательны, а какие совсем нет? Можете ли Вы себя сравнить с одним или несколькими героями фильма?
Модели поведения, каких героев киноленты Вы бы хотели подражать? Их жизненный сценарий развивается именно так, как хотели Вы?
Какие эпизоды фильма было особенно тяжело смотреть. Может ли это быть связано с тем, что некоторые Ваши возможности находятся в тени Вашей психики (жизни)? Раскрытие их поможет освободить положительные качества Вашей личности, ощутить свою целостность, понять себя настоящего.
Если некоторые инструкции оказались для Вас полезными, то вы также можете применять их в реальной жизни, так как они предназначены для того чтобы стать лучше!

Все предложенные нами фильмы и работу с ними Вы можете найти здесь.

И обязательно следите за публикациями, в следующей статье будут освещены рекомендации по выбору фильма в рамках кинопсихотерапии.